Все дороги магистрального значения имеют современное ровное покрытие, которое в сухом состоянии является достаточно шероховатым и на котором опасность скольжения в целом незначительна. Но это покрытие становится скользким после полива или в начале дождя. При продолжительном дожде скользкость дорожного покрытия уменьшается, а при подсыхании его снова увеличивается.
Познакомимся с разными видами дорожных покрытий.
Асфальтобетонное покрытие—ровное и приятное для движения, но более скользкое, чем другие. Асфальтобетон размягчается во время жары и иногда прилипает к покрышкам, особенно при медленном движении автомобиля или при стоянке. Он темнеет при намокании, что особенно неприятно для водителя в ночное время. Асфальтобетонное покрытие сохнет значительно медленнее цементно-бетонного, что следует иметь в виду при переходе с одного вида покрытия на другое после дождя. Снег тает на асфальтобетонном покрытии быстрее.
Современные дороги покрыты шероховатым асфальтобетоном. Отличить его можно по более светлому цвету и характерным зернам гравия, вдавленным в покрытие проезжей части. Однако определить, что мы действительно имеем делос шероховатым асфальтобетонным покрытием, лучше всего при мокром его состоянии, сильно притормозив автомобиль на малой скорости. Если автомобиль сохраняет направление движения и при этом отсутствует скольжение, значит покрытие дороги является достаточно шероховатым.
Цементно-бетонное покрытие хорошее и приятное для движения, менее скользкое (если только на нем нет комьев вемли или глины) и не сильно меняющее цвет во время дождя, высыхает быстрее и во время снега или гололеда менее скользко, чем асфальтобетонное. Однако при сильном износе на нем образуются ямы с острыми краями, опасными для шин и рессор автомобиля.
Новое покрытие из мелкой каменной брусчатки является менее скользким как в сухом состоянии, так и во время дождя. Само по себе оно ровное, но в случае небрежной укладки становится волнистым, что препятствует быстрой езде. При сильном износе вызывает шум при движении и становится очень скользким в мокром состоянии.
Хуже покрытие из крупной каменной брусчатки, которая в мокром состоянии бывает более скользкой, чем цементно-бетон и мелкая брусчатка. Поврежденная мостовая из крупной брусчатки очень неприятна для движения.
Покрытие из клинкера имеет основные свойства покрытия из крупной брусчатки. Отличается же оно темно-желтым или грязно-красным цветом. Клинкерное покрытие не очень прочное и довольно скользкое.
Несколько безопаснее покрытие из шестиугольных бетонных плит, изобретенных польским инженером Трылинским. Однако оно не очень прочно и при сильном износе становится неприятным для движения.
Некоторые участки дорог более низких категорий с твердым покрытием вымощены булыжником. Если мостовая старательно выложена из небольших камней, движение по ней достаточно удобно. Но поврежденное булыжное покрытие — это большое неудобство для водителя. Ямы, выступающие крупные камни, значительная выпуклость и узость дороги представляют серьезную опасность для движения автомобиля.
Вследствие повышенной скользкости дорог с булыжным покрытием в сырую погоду, а также из-за частого отрыва колес от поверхности дороги, ведущего к дальнейшему ухудшению их сцепляемости с дорогой, на таких дорогах происходит много аварий в результате заноса и потери управляемости автомобилем.
К твердому покрытию относится также щебеночное покрытие. При сухой погоде автомобиль поднимает на нем облака пыли. Во время дождя дорога становится грязной, и струи грязи из-под колес заливают переднее и заднее стекла. Щебеночное покрытие более скользкое, чем цементо-бетонное, а в мокром состоянии — необыкновенно скользкое из-за слоя грязи и глины на нем. Такое покрытие имеет много недостатков и ни одного достоинства.