Чтобы водитель всегда и с полной уверенностью мог владеть автомобилем, он должен скорость движения автомобиля приспосабливать к конкретным условиям, а также к своим способностям. Водитель должен определять скорость движения автомобиля в зависимости от состояния поверхности дороги, расстояния, на которое он отчетливо видит дорогу перед собой, возможности торможения и длины тормозного пути в конкретных условиях, а также с учетом окружающей среды, рельефа местности, препятствий и так называемого угла безопасности.
Если дорога свободная, широкая и сухая, а видимость на прямом участке хорошая, то для мощного легкового автомобиля скорость 130 км/ч не будет опасной. Но в условиях, когда проезжая часть покрыта наледью, скорость 20 или даже 10 км/ч будет небезопасной из-за полной невозможности торможения и удержания желаемого направления движения.
При движении ночью водитель должен также выбирать скорость в зависимости от видимости, которая при свете фар (дальний свет) мажет достигать расстояния свыше 100 м, снижаясь до 20—30 м при встречном разъезде и доходя до нуля при разъезде с автомобилем, у которого неправильно установленные фары ослепляют нас на несколько десятков секунд.
Не следует забывать, что опасной бывает не вообще значительная или даже большая скорость, а скорость чрезмерная для конкретных условий движения. Оценка допустимой границы скорости зависит от нас самих. Водителю надо быть поэтому осторожным и разумным и никогда не развивать скорости, которая не гарантировала бы 100-процентной уверенности в том, что при такой скорости он может владеть автомобилем.
Выигрыш времени, достигнутый в результате превышения безопасной скорости, не стоит связанного с этим риска. При быстром движении мы не избежим необходимости частого уменьшения скорости при проезде через населенные пункты, при движении на поворотах и перекрестках, остановках перед опущенными шлагбаумами на железнодорожных переездах и выжидании возможности безопасного обгона медленно движущихся грузовых автомобилей.
Из этого вытекает, что высокие скорости движения на загородной дороге развивают только водители, желающие получить «острые» ощущения от «спортивной» езды. При этом они забывают, что всякая спортивная скоростная езда разрешена Дорожным кодексом Польши только на дорогах, закрытых для обычного движения.
Следует обратить внимание, что вместе с увеличением скорости усиливается шум воздуха и, особенно при открытом окне, этот шум при значительных скоростях становится невыносимым. Единственный совет в этом случае — закрыть окна и пользоваться вентиляцией, устроенной в кузове автомобиля.
Шум и гул внутри автомобиля стремительно нарастают при встрече и обгоне больших грузовых автомобилей. Интенсивность шума увеличивается вместе с увеличением относительной скорости автомобилей. Неожиданно возникающие шум и гул могут в некоторых случаях испугать малоопытного водителя, который начинает резко поворачивать в сторону от источника шума. Опытный водитель, зная, что это явление нормальное, не будет застигнут врасплох и, не меняя направления движения, спокойно дождется прекращения шума.
Нельзя поддерживать выбранную скорость «любой ценой», следует корректировать ее в зависимости от конкретной обстановки, учитывая условия безопасного движения.